«Видатний» історик та любитель переписування історії з мокшанських, якому виправляють помилки навіть школярі, видав черговий «шедевр» про те, що український Маріуполь, який окупанти нещадно нищили на початку війни це – «известный, древний русский город». http://surl.li/dovos
«Мариуполь – известный, древний русский город. Петр I там еще основал свою первую военную флотилию и первые победы еще одерживал, Суворов там совершал свои походы, Екатерина II обустраивала эти земли. Это очень интересное место, там есть, над чем работать».
Так, Україні дійсно буде багато роботи по відновленню славетного міста після перемоги. А зараз в двох словах про, те чому бункерний диктатор бреше, і що ні петро I, ні Суворов – там і близько не валялися.
Найцікавіше, що «видатний знавець історії» не читав її навіть у російському трактуванні. Ми ж розуміємо, що ерефська версія тих чи інших подій відрізняється від загально прийнятих трактувань. Дорікаючи всім навкруги, що вони «перекручують» історію і ображають «рассєю», принижують її значущість, на московії трактують події минулого так, як зручно поточній пропаганді.
Але, щоб не дай Боже, нас не звинуватили, що ми там щось «переписали», звернемося до російського першоджерела – Великої російської енциклопедії. http://surl.li/dovpv
Читаємо мовою оригіналу: «МАРИУ́ПОЛЬ, город на юго-востоке Украины, адм. центр Мариупольского района Донецкой обл. Население 436,6 тыс. чел. (2019; 518,9 тыс. чел. в 1989; второй по числу жителей город области). Порт на сев.-зап. побережье Таганрогского зал. Азовского м., в месте впадения в него р. Кальмиус. Ж.-д. станция. Узел автомобильных дорог: на Донецк, Мелитополь, Ростов-на-Дону (Россия). Аэропорт.
На территории современного Мариуполя близ устья р. Кальмиус запорожские казаки, вероятно, в кон. 16 в. основали сторожевой пост Дамаха (Кальмиус) для защиты от нападений крымских татар, позднее ставший центром Кальмиусской паланки (казацкого округа) Запорожской Сечи. В 1734 крепость Кальмиус перестроена и укреплена, но в 1769 сожжена и разграблена при набеге крымских татар. В 1776 близ устья р. Кальмиус основана государственная Кальмиусская слобода. Собственно город Мариуполь основан летом 1780 православными греками – переселенцами из Крыма в устье р. Кальмиус близ Кальмиусской слободы и сторожевого поста (малоукреплённой крепости) Павловск (основан в 1778 в устье р. Кальчик; ныне территория Мариуполя). Назван в честь супруги вел. кн. Павла Петровича (будущего имп. Павла I) Марии Фёдоровны…
… Город пострадал во время Крымской войны 1853–56: в мае/июне 1855 в Мариуполе высадился англо-французский десант, уничтоживший склады в порту (в т. ч. зерна на сумму 425 тыс. руб.), а также конюшни, амбары, лавки и несколько домов…»
О Боже, що ми бачимо? Російська енциклопедія пише про запорозьких козаків та Кальміуську паланку (козацького округу) Запорізької Січі. А де ж тут той самий петро перший? Де суворов? Де флотилії?
То може щось не так « у данському королівстві»? Може це російське джерело якесь не таке, і «підлі укропи» його тихень переписали?
Беремо інше російське джерело – відомий ресурс «Академик» (часто в розмовному варіанті – «Академка»). Тут взагалі є крамольна для пропаганди частина під назвою «Маріуполь казацкий». Читаємо дослівно. http://surl.li/dovrl
«Мариуполь казацкий. XVI-XVIII века
Поселение в устье Кальмиуса основано в XVI веке запорожскими казаками, потомками бывших бродников, как сторожевой пост Домаха (Кальмиус) для защиты зимовников, промыслов и путей сообщения от нападений крымских татар, которые после вторжения в 1475 году туда турецких войск стали вассалами империи Историк А. Н. Черногор называет более точную дату основания Домахи – 1500 год…
Со временем казацкий зимовник Домаха превратился в городище, а затем и в крепость. Уже в 1611 году она стала центром обширной, но самой малонаселенной Кальмиусской паланки. Так, в 1762 году, согласно «Истории Новой Сечи или последнего Коша Запорожского» А. А. Скальковского (1846 год), во всей паланке находилось 674 казака. В самой крепости находилась церковь, торговые лавки. Археологами в 1931 году во время постройки завода «Азовсталь» на левом берегу Кальмиуса были обнаружены землянки, в которых жили рыбаки-запорожцы.
После заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года территория Запорожья, в том числе и Кальмиусской паланки, была официально включена в состав Российской империи. С ликвидацией Области Войска Запорожского в 1775 году казаки были вынуждены покинуть устье Кальмиуса, а земли Кальмиусской паланки 14 февраля 1775 года вошли в состав Азовской губернии Екатеринославского наместничества (под названием «Кальмиусский уезд»).
В 1776 году на месте упраздненного казацкого поста Домахи создана Кальмиусская слобода. В 1778 году поблизости слободы заложен уездный город Па́вловск…»
І знову ні петра, ні суворова, а три століття – козаки і козаки.
Але, щоб зберегти баланс – звернемося де третього джерела, але теж російського – російської варіації Вікіпедії – wiki-wiki.ru. http://surl.li/dovtq
«Адиль Гирей в 1577 году на месте (или рядом) отмеченной на европейских портоланах западнее современного Мариуполя легендарной Паластры, основал крепость Балы-Сарай. После его гибели во время войны в Закавказье (убит 25 июля 1579 года) Балы-Сарай стал центром (вариант — одним из центров) Дивеева улуса на севере Крымского ханства. Этот город (в славянской традиции — Белосарай), дал название приморской косе на севере Азовского моря. Есть мнение, что Балы-Сарай находился в устье Кальмиуса — то есть на месте современного Мариуполя.
Примерно в это же время и в этих же местах начинает мелькать и еще одно название — город Кальмиус. Первое известное его упоминание встречается в грамоте московского царя Федора от 31 августа 1584 года. В ней сообщалось о посылке царского жалованья донским атаманам и казакам, которые пошли против татар «под Кальмиус». В 1586—1587 он снова упоминается в связи с вылазками крымских и ногайских людей «на государева Украины с нового города с Калмиюса»…
Пребывание запорожских казаков в XV—XVI веках доказывается преимущественно источниками XVIII—XIX веков и логичной потребностью запорожцев в защите своих южных и юго-восточных окраин (а также промыслов и путей сообщения) от нападения татарских и ногайских кочевников. Основное развитие казацкого населённого пункта в устье Кальмиуса обычно описывается в виде: «зимовник — поселение (городище или пост) — крепость — центр паланки». Наиболее часто для обозначения казацкого населённого пункта используются следующие топонимы: Адамаха (Адомаха), Домаха, Кальмиус (казацкий)…»
Ну тобто версія трохи інша, але знову – татари, козаки і т.ін. Але ні петра, ні суворова.
ВИСНОВОК
- Меседж про те, що «известный, древний русский город» – брехня і нісенітниця. Термін «древній» може застосовуватися до козацького, татарського, але ніяк не до «руського» варіанта.
- Можна говорити про перезаснування міста вже за часів російської імперії, а не про історичне «древнє» заснування.
- Історія міста ніяк не пов’язана ні з петром першим, ні з суворовим. Такі так звані, історичні постаті, як петро перший і суворов, воювали в Азовському регіоні з тогочасною Османською імперією (вдало і не дуже вдало, як той самий типу цар петро). Але історія міста ніяк не пов’язана з ними.
- Пропагандистам, перед тим, як писати історичні записочки для ботоксного диктатора (та і йому самому) – не завадило б почитати хоча б власні, так звані, історичні першоджерела.